Главная Визитка Педагогический почерк Фотоальбом Гостевая книга Web-мастер
Груненко Елена Александровна,
победитель городского конкурса «Учитель года-2006»
Здравствуйте! Очень рада, что вы посетили этот сайт!
Я – учительница географии школы 17 города Полысаево Кемеровской области. О себе рассказывать нескромно. Пусть обо мне расскажут мои коллеги.
Из буклета обо мне
Человек с неординарным и творческим мышлением – цель образования нового тысячелетия
Школе № 17 – 70 лет
Наш адрес: 652563, Россия, Кемеровская область, г. Полысаево, ул. Панфёрова, 20.
( (256) 1-33-71, (256) 9-43-95
Школа размещает педагогические материалы в Internet. (http://polysaevoschool17.narod.ru)
Систему образования школы характеризует высокое качество, квалификация и профессионализм педагогических кадров.
¨ Педагогических работников – 47. Из них:
¨ Имеют высшую и первую квалификационную категории – 43%.
¨ Отличников просвещения и почётных работников образования РФ – 11.
¨ Шесть учителей – дипломанты Соросовской Гуманитарной Олимпиады;
¨ 26 учителей – авторы публикаций по различным направлениям воспитательно-образовательного процесса в центральной и региональной педагогической печати.
¨ 8 учителей – авторы учебно-методических пособий.
¨ Школе присвоен статус ФЭП по теме «Технология коллективного способа обучения как средство развития личности школьника».
¨ Школа – городская инновационная площадка по предпрофильному и профильному обучению.
¨ Открыт музей истории боевой и трудовой славы «Память», призёр областного смотра-конкурса школьных музеев.
¨ Кабинет основ безопасности жизнедеятельности в городе занял 1 место в смотре-конкурсе кабинетов ОБЖ.
Груненко Елена Александровна
первой квалификационной категории
«Дарю себя детям»
(Ш. А. Амонашвили)
¨ Елена Александровна – талантливый учитель, не только вооружает учащихся знаниями, но и целенаправленно закладывает основы нравственности школьников. В своей педагогической деятельности Груненко Елена Александровна исходит из ценности личности каждого ученика.
Цель её деятельности: эффективное содействие развитию и проявлению ребёнком своих личностных качеств, формирование его индивидуальности, способности к нравственной, познавательной и творческой реализации своих возможностей.
¨ Любит свою профессию, постоянно повышает профессиональный уровень.
¨ Участница Всероссийского летнего полевого лагеря для учителей географии.
¨ Член Русского географического общества.
Автор публикаций:
¨ Интегрированное учебное занятие по географии и биологии в 8 классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004: http://festival.1september.ru/2004_2005
¨ Интегрированное учебное занятие по географии и биологии в 7 классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004: http://festival.1september.ru/2004_2005
¨ Подведение итогов апробации курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004: http://festival.1september.ru/2004_2005
¨ Туристскими тропами // Полысаево, г. Полысаево, 2004.
¨ Все профессии важны // Полысаево, г. Полысаево, № 50, 16 декабря, 2005. С. 7.
¨
Полысаево: История и современность
// сайт городского управления образования г. Полысаево:
http://guopolysaevo.narod.ru.
¨ Анализ реализации молодёжной политики в г. Полысаево» // сайт городского управления образования г. Полысаево: http://guopolysaevo.narod.ru.
¨ Урок географии в 6 классе по теме «Реки родного края», проведённый в рамках городского конкурса «Учитель года-2006» (Полысаево) // сайт городского управления образования г. Полысаево: http://guopolysaevo.narod.ru.
¨ 7 раз учащиеся школы становились призёрами и победителями городских и областных олимпиад по географии.
¨ Ученик 9 класса – победитель областной олимпиады, участник Всероссийской олимпиады по географии.
¨ Ученица 9 класса – участница Всероссийского конкурса «Моя малая родина».
¨ Туризм, вокал, игра на фортепьяно – любимые увлечения Елены Александровны.
¨ Каждый урок Елены Александровны – это увлекательное путешествие по странам, континентам и морям.
¨ Положительный психологический климат на уроках Елены Александровны – благоприятное условие развития творческой личности.
¨ Елена Александровна всегда доброжелательна к детям, помогает открыть дорогу талантам.
¨ Награждёна грамотами администрации школы № 17, ГУО г. Полысаево, областного Центра дополнительного образования, Департамента образования Кемеровской области, Дипломом Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», благодарственным письмом Министерства Культуры РФ.
Елена Александровна – творчески работающий педагог, формирует творческую личность, отдавая работе всю душу, добивается высокого успеха и ощущает свою значимость в жизни и радость в труде.
Представление
на участника городского конкурса «Учитель года-2006» учителя географии
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»
Груненко Елену Александровну
Педагогический опыт, знания, любовь к детям и своему делу, трудолюбие, творческий подход к работе, стремление к самосовершенствованию, готовность помочь советом и делом – вот что характеризует Елену Александровну.
В своей педагогической деятельности Груненко Елена Александровна исходит из ценности личности каждого ученика. На её уроках рационально сочетаются цели, средства, методы, организация учебно-воспитательного процесса, создаются условия для эмоционально-положительного психологического климата. Каждый её урок – это неразрывное единство нового и повторения пройденного.
Елена Александровна владеет и применяет исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания, использует формы активного обучения, обучает детей навыкам дискуссии, работе в команде. Уделяет большое внимание отработке различных способов дифференциации обучения.
Уровень подготовки обучающихся – высокий. Её учащиеся успешно принимают участие в городских и областных олимпиадах по географии.
В 2001 году ученица 9 класса Лысковская Ирина – 3 место на городской олимпиаде по географии.
В 2002 году ученица 7 класса Адамук Анна – 2 место на городской олимпиаде по краеведению.
В 2003 учебном году ученик 9 класса Лазарев Александр – победитель областной олимпиады, участник Всероссийской олимпиады.
В 2003 году на городской олимпиаде по географии ученица 9 класса Адамук Анна заняла 3 место, а ученик 10 класса Лазарев Александр занял 2 место.
В 2005 году ученица 9 класса Нозадзе Ирина – участница областной олимпиады.
Ученица 9 класса Рябова Татьяна в 2003 году – лауреат Всероссийского конкурса «Моя малая родина». В 2003 году ученики 8 класса – призёры конкурса «Кузнецкий край», посвящённого 60-летию Кемеровской области. В октябре 2005 года ученица 10 класса Нозадзе Ирина заняла 2 место в I городской поисково-краеведческой конференции «Полысаево: Люди – предприятия – город», а ученик 10 класса Семёнов Александр на этой конференции получил благодарственное письмо городского управления образования. В ноябре 2005 года ученики 6-7 классов заняли 1 место в городской краеведческой игре «Кузбасс – наш общий дом».
Систематически делится опытом работы: на областной школе педагогического опыта «Образовательная практика на основе коллективных учебных занятий» (2001), на областных курсах учителей ОБЖ «КСО – технология комфортного обучения» (2003 г.), на городских методических объединениях учителей географии (2003, 2004, 2005 гг.).
Груненко Елена Александровна разработала программно-методическое сопровождение курсов по выбору: для 8 классов – «Природные ресурсы и экономика России», для 9 классов: «Влияние природных ресурсов на экономику страны». Имеет публикации в центральной педагогической печати: «Интегрированное учебное занятие по географии и биологии в 8 классе» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004; «Интегрированное учебное занятие по географии и биологии в 7 классе » // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004; «Подведение итогов апробации курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004; в местной печати: «Туристскими тропами» // «Полысаево», 2004; «Все профессии важны» // «Полысаево», 2005; «Полысаево: История и современность» // сайт городского управления образования г. Полысаево; «Анализ реализации молодёжной политики в г. Полысаево» // сайт городского управления образования г. Полысаево.
Имеет награды: Диплом Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (2005 г.), грамота департамента образования Администрации Кемеровской области (2002 г.), грамота департамента образования Администрации Кемеровской области (2003 г.), грамота городского управления образования г. Полысаево (2005 г.).
Елена Александровна талантливый учитель, не только вооружает учащихся знаниями, но и целенаправленно закладывает основы нравственности школьников.
Елена Александровна предъявляет высокие требования к себе, стремится к совершенствованию методической и психологической компетентности, организаторских навыков.
Дарить себя людям, дарить себя детям – высокое предназначение, требующее мастерства и самоотдачи – это качество присуще Елене Александровне.
Описание опыта работы
Роль географии в воспитании личности школьника
Сегодня и завтра обществу нужен человек-творец. Поэтому задача школы дать ребёнку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно; помогать ребёнку построить научную картину мира и создать предпосылки для его (ребёнка) социализации.
Основная цель нашей школы – развитие аксеологического (ценностного), гносеологического (познавательного) и коммуникативного потенциала личности каждого воспитанника.
Исходя из этой цели, я вижу своё место в школе. Моя цель как учителя географии – эффективное содействие развитию и проявлению ребёнком своих личностных качеств, формирование его индивидуальности, способности к нравственной, познавательной и творческой реализации своих возможностей.
Ставлю перед собой следующие задачи:
1) развивать у учащихся систему научных знаний и обеспечивать освоение ими способов человеческой деятельности;
2) оказывать помощь учащимся в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
3) помогать ребёнку в формировании положительной Я‑концепции, развитии творческих способностей.
С первого урока географии я стараюсь развивать познавательный интерес. Мы отправляемся в заочное путешествие по странам и континентам, рассказываем о великих путешественниках, мореплавателях и первооткрывателях, смотрим и обсуждаем захватывающие фрагменты фильма «Команда Кусто». Путешествуем по родному краю, городу, изучаем историю названия улиц.
Показываю практическую значимость географии. Всегда побуждаю детей к рассуждениям, учу умению отстаивать свою точку зрения.
Важную роль в изучении географии играет карта. Чтобы она стала интересной для ребят, провожу игры с матрицами, с которыми можно придумать массу интересных заданий поискового характера. Например, наощупь с закрытыми глазами определить, какой материк или остров они держат в руках. Кстати, подобные игры дают возможность каждому ученику легко находить на карте страны, озёра, моря.
Одним из завершающих этапов освоения карты, является «путешествие спиной к карте». Ученик отвечает на вопросы о географических объектах, встретившихся в его воображаемом путешествии по карте. Такие игры с картой детям всегда очень нравятся.
В своей работе реализую личностно-ориентированный подход в обучении.
Формы организации учебной деятельности на уроках разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная.
Довольно эффективна групповая работа. Например, предлагаю группе одинаковые задания, допускающие неоднозначное решение, с тем, чтобы завершить работу дискуссией между группами, или даю группам разные задания по одной теме, обсуждение отчёта каждой группы позволяет всем учащимся познакомиться с содержанием темы в целом.
Считаю актуальной коллективную форму организации учебной деятельности, которая развивает умение сотрудничать, кооперировать свои усилия, рационально организовывать совместный труд. В своей работе на уроках использую методики коллективного способа обучения: опрос мнений, турнирная методика, методика взаимного тренажа, методика Ривина, взаимодиктант и др.
Осуществляю дифференцированный подход к учащимся в обучении географии, что обеспечивает каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов. При этом мысленно объединяю учащихся в несколько временных типологических групп в соответствии с их интересами или успехами в изучении географии. Строю учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Использую приёмы обучения, отвечающие особенностям каждой группы. Предлагаю детям задания разного уровня сложности: творческие, проблемные задания или репродуктивные. Осуществляю дифференциацию также и по характеру помощи учащимся.
В старших классах в обучении географии использую лекционно-семинарскую и зачётную формы организации обучения, способствующие воспитанию у школьников самостоятельности, творческого подхода в добывании знаний. Например, изучение раздела «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» в 10 классе начинаю с урока-диалога «Взаимодействие общества и природы». На этом уроке учащиеся получают перечень вопросов, на которые им предстоит ответить на зачёте, список новых терминов, необходимых при изучении этого раздела. Учащиеся получают представление о том, что узнают и чему научатся при изучении этой раздела. Второй урок – семинар «Загрязнение и охрана окружающей среды». Третий урок – практикум «Оценка мировых природных ресурсов». Четвёртый урок – конференция «Минеральные ресурсы». На пятом уроке провожу зачёт по теме «Природные ресурсы мира». Как правило, ещё до урока-зачёта несколько учащихся успешно отвечают на вопросы зачёта, эти учащиеся становятся моими помощниками на зачёте.
Ценным мотивом учебной деятельности школьника является творческий процесс, поэтому на своих уроках использую проблемный метод обучения. Проблемные задания детям всегда интересны. Творчество ребёнка – это фантазия, уверенность в себе и адекватная оценка собственных способностей и потребностей, это, конечно же, неиссякаемое желание работать.
Ребёнок живёт в мире с его бесконечно разнообразными явлениями природы и общественной жизни. Поэтому стараюсь изжить скуку и вялость из учебного процесса, обеспечить широту и прочность знаний, сделать работу учащихся творческой. Часто провожу занятия в форме викторин, КВН. На своих уроках стараюсь сохранить высокий эмоциональный тонус. Ученики самостоятельно, через удачные и неудачные высказывания, споры, опыты, приходят к правильным выводам. Считаю, что главным на уроке является деятельность учеников в форме диалогов, организованных мною. На занятиях учащиеся делятся опытом, наблюдениями. Перед учащимися ставлю задачи для размышления, сравнения, доказательства, учу детей грамотно, уверенно и красиво высказывать свои мысли.
Благодаря этому дети учатся думать, самостоятельно принимать решение, они стремятся ко всё более глубокому познанию. Учащиеся испытывают удовлетворение от интенсивной умственной работы, умеют выполнять сложные задания.
Учу детей правильно работать со словарём на уроках географии. Например, слово «река» произошло от старославянского «ректи» – говорить, изрекать, поэтому река – это нечто говорящее, имеющее свою речь и свои уста – устье. Реки и говорят по-разному: равнинные текут – тихо, неспешно, плавно, а горные – торопливо, громко грохоча. Благодаря такому разбору появляются многочисленные связи с изучаемым термином, рождается образ живой, одушевлённой природы, что настраивает ученика на бережное отношение к ней.
Помогаю учащимся войти в образ. Доказано, что чем сильнее развито образное мышление, тем богаче внутренний мир человека, лучше его память, пластичнее взаимоотношения с людьми и природой. Стараюсь, чтобы учение стало удовольствием. Что может быть интереснее, чем побывать во всех уголках земного шара, пусть даже не покидая своего города, прожить жизнь любого народа или племени, оставаясь самим собой.
Важное место в своей работе отвожу развитию образного мышления. Для представления картины мира использую географический и картографический тренаж. Каждый урок начинаю с 5-минутных разминок «Путешествие по карте», «Мир в зеркале прессы», ребята выполняют многовариантные задания, у детей развивается образное мышление, речь, память, воспитывается культура общения.
Для развития связной монологической речи предлагаю детям составить рассказ по сюжетным картинкам, опорным словам[1]. Широко использую наглядность с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.
Для уроков географии особую ценность представляют задания, выполнение которых требует использование разнообразных источников знаний, а результаты помимо словесного отчёта оформлены в виде картосхем, графиков, схем[2] и т. д.
Применяю демонстрационный материал, таблицы, сигнальные загадки, схемы-конспекты[3]. В их создании участвуют сами школьники. Это позволяет любому ученику реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать его окружающим.
Считаю принципиально важным стимулировать самостоятельную познавательную деятельность школьника, поэтому активно использую на уроках географии ролевые игры, например: «Экскурсионное агентство» (9 класс, тема «Связь. Сфера обслуживания»), «Путешествуем по рекам Кузбасса» (6 класс, тема «Реки родного края»), «Саммит большой восьмёрки» (10 класс, тема «Политическая география») и т. д.
Особое внимание уделяю проблеме профессионального самоопределения. Профориентационные уроки в системе специализированной подготовки учащихся к жизни помогают им сознательно выбрать будущую профессию. Например, при изучении темы «Картографическая съёмка местности» в 6 классе мои ученики знакомятся с профессиями топографа и геодезиста; а, изучая тему «Общая характеристика рельефа России» в 8 классе, учащиеся узнают о профессиях геолога, геоморфолога, вулканолога, сейсмолога, эколога.
Разработала программно-методическое сопровождение курсов по выбору: для 8 классов – «Природные ресурсы и экономика России», для 9 классов – «Влияние природных ресурсов на экономику страны».
Главная ценность – человек и его здоровье. На уроках использую индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки. Взаимодействую с учеником в реальной атмосфере сотрудничества. Создаю на уроках благоприятный психологический климат, используя личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы и выбор видов учебной деятельности. Эти методы раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, снижают тревожность и психическое напряжение учащихся. Систематически применяю на уроках методику Базарного В. Ф., различные формы физминуток и антистрессовые паузы. К примеру, после напряжённой учебной деятельности предлагаю учащимся вообразить, что они на берегу моря слушают шум прибоя.
Важную роль в укреплении здоровья детей играет туристическая работа. На первых занятиях кружка «Туристические тропы» учу детей работать с компасом, картой местности. Провожу практические занятия по установлению палатки, разжиганию костра, разбивке бивака, а также укладке рюкзака. Осенью мы проводим первый этап военно-спортивной игры «Зарница», а весной – ежегодный туристический слёт на горе Крутая Падь.
Активно использую внеурочные организационные формы обучения географии. Особое место среди них занимают экскурсии, наблюдения и практические работы на местности, которые значительно расширяет кругозор.
21 век объявлен ООН веком культуры мира. Знакомясь с культурой, традициями различных народов, мы начинаем их лучше понимать, что помогает развитию дружеских добрососедских отношений между народами, странами.
В рамках недели географии среди учащихся 5-10 классов провожу социологический опрос под девизом «Путешествуем по свету». Выяснилось, что ученики нашей школы много путешествуют и побывали в разных уголках нашей страны и мира. Ребята делятся личными впечатлениями о своих путешествиях[4], вспоминают много интересного.
Материалы, собранные мной в многочисленных поездках по России и Европе, помогают мне сделать обучение географии увлекательным путешествием.
В своей работе применяю интегрированные занятия. Например, география + химия (по теме «Цветная металлургия», 9 класс), география + математика («Масштаб плана», 6 класс), география + биология («Особо охраняемые территории Кемеровской области», 8 класс), география + история («Формирование политической карты мира», 10 класс) и т. д.
На своих уроках предлагаю ребятам задания с экологической основой. Например, оценить природные условия своего района, составить план природоохранных мероприятий реки Иня. Работа по этому направлению помогает получить навыки, которые позволяют в последующей профессиональной деятельности воспитывать у школьников бережное отношение к природным богатствам, повышать экологическую культуру подрастающего поколения.
В курсе «География России. 8-9 класс» особое место занимает изучение краеведческого материала, состоящего из конкретных тем и практических работ. Краеведческая работа в преподавании географии помогает не только достичь образовательных целей, но и воспитывает в учащихся любовь к своему краю, Родине.
Разработала программу занятий и провожу целенаправленно индивидуальную работу с одарёнными детьми. Ученики всегда принимаю активное участие в олимпиадах по географии. Для их подготовки к успешным выступлениям на олимпиадах и конкурсах использую тесты, в том числе по краеведению, задания международных, всероссийских, региональных, олимпиад разных лет, даю задания поискового характера.
Организуя исследовательскую деятельность учащихся, в сотрудничестве и сотворчестве с учеником я становлюсь первооткрывателем той части пространства, которая доступна воспитаннику, или, если воспользоваться термином Л. С. Выготского, зоны его ближайшего развития. Наши взаимоотношения с учеником становятся динамичными. Ученик самостоятельно открывает сущность изучаемых вещей, и тем самым развивается.
Каковы результаты моей работы?
Мои ученики постоянные участники и призёры городских и областных олимпиад по географии:
2001 г. – ученица 9 класса Лысковская Ирина заняла 3 место в городской олимпиаде по географии;
2002 г. – ученица 7 класса Адамук Анна заняла 2 место в городской олимпиаде по краеведению;
2003 г. – ученик 9 класса Лазарев Александр стал победителем областной олимпиады и участником Всероссийской олимпиады;
2003 г. – на городской олимпиаде по географии ученица 9 класса Адамук Анна заняла 3 место, а ученик 10 класса Лазарев Александр занял 2 место;
2004 г. – ученица 9 класса Нозадзе Ирина стала победительницей городской олимпиады;
2005 г. – ученица 9 класса Нозадзе Ирина – участница областной олимпиады;
2005 г. – ученица 10 класса Нозадзе Ирина – победительница городской олимпиады;
2006 г. – ученица 10 класса Нозадзе Ирина – участница областной олимпиады.
В 2003 году ученица 9 класса Рябова Татьяна стала лауреатом Всероссийского конкурса «Моя малая родина», ученики 8 класса – призёрами конкурса «Кузнецкий край», посвящённого 60-летию Кемеровской области, ученик 7 класса Хакимов Илья стал победителем в городском интеллектуальном марафоне в личном зачёте на станции «Естествознание».
В октябре 2005 года ученица 10 класса Нозадзе Ирина заняла 2 место в I городской поисково-краеведческой конференции «Полысаево: Люди – предприятия – город», ученик 10 класса Семёнов Александр на этой конференции получил благодарственное письмо управления образования. В ноябре 2005 года ученики 6-7 классов заняли 1 место в городской краеведческой игре «Кузбасс – наш общий дом».
Согласна с Яном Амосом Коменским: «Правильно обучать – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника потекли ручейки…»
Эссе «Моя педагогическая философия»
Велика и поразительна область географии…
Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению!
Н. В. Гоголь
Обычный рабочий день. Зима. В сумрачное утро выхожу из дома и направляюсь по протоптанной тропинке к школе. Снег хрустит под ногами, и этот хруст далеко слышен в морозном воздухе. Толпа ребятишек, сбившись, как стая воробьёв, торопится на занятия по тропинке, которая через несколько метров сольётся с моей. Дети вышли немного раньше и оказались впереди меня. Они весело и громко о чём-то говорят. Им хорошо и радостно. Радостно и мне, оттого что я в очередной раз встречусь с ними…
Каждый из нас проходит свой путь на долгой дороге жизни. Пути человека соприкасаются с путями других. И на этой дороге каждый из нас обогащается в результате знакомства, общения друг с другом.
Сегодня я оказалась с детьми на одной тропинке, которая приведёт нас в школу. Естественно, я радуюсь, что могу общаться с ними, и помочь им в будущем найти свой правильный путь на дороге жизни.
Когда-то я также выбрала свою дорогу. Так сложилось, что она привела меня в школу. Сегодня я – учитель географии, и главная моя цель – увлечь своим предметом, отправляя детей в далёкое путешествие в страну знаний. Жизнь тем и интересна, что не позволяет останавливаться на достигнутом. Нужно совершенствоваться самой постоянно.
Выбрав когда-то этот путь, я нисколько не жалею. Рядом много надёжных друзей, у которых учусь. В этом отношении судьба, пожалуй, всегда была благосклонна ко мне. Радуюсь, что чувство глубокой благодарности всегда присутствуют во мне.
Куда сегодня ведёт меня эта дорога? В родную школу, где я училась, а сейчас продолжаю восхождение по ступенькам вверх. Будет ли удачным это восхождение – зависит во многом от меня, и в этом я глубоко убеждена. Стараюсь, во-первых, найти подход к каждому ребёнку, во-вторых, увлечь своим предметом и радоваться, когда дети ждут меня, а я всегда тороплюсь встретиться с любимыми учениками. В этом есть глубокий смысл жизни.
Каждый раз, войдя в класс на урок географии, вижу глаза детей. Они ждут от меня чего-то интересного, необычного. А я в очередной раз приглашаю их в увлекательное путешествие в страну Географию.
Наш главный путеводитель – географическая карта. В ней есть что-то загадочное, почти волшебное. Она словно притягивает наш взгляд, и хочется разглядывать её снова и снова. Что стоит за названиями рек, гор, городов, заливов и островов в морях и океанах? Какова природа Скандинавии, Альп, тропических лесов Южной Америки? Как живут там люди, каковы их обычаи и традиции? Во что они одеты и какие блюда у них на обед? Конечно, одной карты мало. Чтобы найти ответы на все эти и множество других вопросов предлагаю детям дополнительную литературу. А это уже новое путешествие, открывающее огромный мир. Знания свои предлагаю проявить в конкурсах, викторинах. И даже первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют более глубокому познанию предмета. Естественно, это помогает развивать интерес. От интереса ученика протягиваю ниточку-тропинку к его способностям, учу трудиться, познавая и открывая новое. И тогда каждый рано или поздно сумеет найти свои пути в общем образовательном пространстве, совершая очередное путешествие по выбранному маршруту.
Каждый день в школе приносит радость открытия. Приятно видеть, как горят глаза детей. И снова они задают самый лучший вопрос в мире: «Почему?». А на этот вопрос человек пытается отыскать ответ, чтобы дойти до самой сути, до истины.
Эти удивительные путешествия совершаем вместе, я и ты, мой юный исследователь. Иногда слышу:
– Но ведь уже всё открыто…
– Думаю, мой юный друг, твои открытия ещё впереди. А сейчас мы вместе узнаем о великих путешественниках, первооткрывателях, их мужестве и самоотверженности, научимся у них преодолевать огромные трудности в достижении невозможного, находить выход из, казалось бы, безвыходных положений. Может быть, и ты, путешествуя, станешь первооткрывателем неизведанных пока уголков Земли.
Одна из малых форм путешествия – экскурсия. За время экскурсии на предприятия, к известным людям, в музеи, на выставки можно узнать очень много нового, интересного. Но самыми чудесными считаю экскурсии на природу.
Начало сентября… Мы с семиклассниками в городском парке. Стоим и любуемся природой. Рядом красуется высокий, развесистый клён… Вот стройная нежная берёзка, рядом уверенный в себе дуб. Когда-то в старину по шелесту дубовых листьев оракул предсказывал судьбу. Смотрим, слушаем, как умиротворённо шелестят листья. Какое мягкое, успокаивающее действие оказывают они! Каждый из нас почувствовал, как прекрасен наш мир, как замечательно жить на земле!
С чего начинается Родина? Может, и правда, с той самой берёзки, что в поле, качаясь от ветра, растёт? Какое влияние оказывает экологические факторы на берёзку? Осознать свою причастность к миру живой природы, наблюдать, анализировать и делать логические выводы, сочинять частушки по народным приметам, любить и беречь свой край – вот чему хочу научить своих учеников. Если каждый с детства станет рачительным хозяином своей земли, может, и сумеем всем миром спасти это неустойчивое экологическое равновесие.
Существует общепринятое мнение: «Хорошо там, где нас нет». Но я слышала другое, даже более мудрое: «Хорошо там, где я есть». Золотые слова! В самом деле, хорошо там, где мы живём, работаем, любим, совершаем свой жизненный путь. И всё это нам безгранично дорого.
Как бы хорошо учитель ни знал свой предмет, как бы виртуозно ни объяснял, если он лишен терпения, сердца, любви к детям, мастером он не станет. Без этого трудно привлечь учеников, покорить их мысли и чувства. Если дети видят, что этот педагог может их научить и понять их внутренний мир, они за ним пойдут и будут всегда рядом.
Школа – это время становления характера человека, время накопления опыта. Подросток станет взрослым только завтра, а сегодня – он ребенок, который нуждается в теплоте, любви, понимании и уважении.
Закончился ещё один день. В школьных окнах загорается свет. На улице заметно потеплело, пошёл снег. Снежинки, большие, красивые падают беззвучно на землю. Они тоже совершили длинное путешествие и ложатся отдохнуть после трудного полёта. Дорога домой… В тишине размышляю о том, что я сделала… А завтра снова напряжённый день. И так всегда… И снова будут силы продолжать путешествия не только по земле, но и в мир науки, мир человеческих взаимоотношений, мир детства. Это и есть мой путь, по которому иду, стараясь оставить след в сердцах своих воспитанников, научить их жить и быть достойными гражданами своей Родины. Это моя жизнь, моё счастье.
[1] Приложение 1.
[2] Приложение 2.
[3] Приложение 3.
[4] К водопадам Алтая, к жемчужине Сибири – Байкалу, в морской порт Владивосток, к фонтанам Петергофа, по Золотому Кольцу России, к Озёрам Хакасии, в Москву, Золотые курорты Краснодарского края, в республику Адыгея, во Францию, Бельгию, Польшу, Германию, Грецию…